22 мая 2019 18:39

Резолюция круглого стола «Российская пивоваренная индустрия в современных условиях» на форуме Пиво-2019


22 мая 2019 г. Сочи

22 мая 2019 года в рамках XXVIII Международного форума «Пиво-2019» в г. Сочи состоялся круглый стол по теме «Российская пивоваренная индустрия в современных условиях» с участием представителей российских производственных предприятий, суммарно производящих более 80 процентов пивоваренной продукции в стране, а также представителей торговых предприятий, осуществляющих деятельность на пивоваренном рынке и в смежных отраслях, отраслевых общественных объединений стран Евразийского Экономического Союза и других экспертных и научных организаций.

Обсудив основные принципы государственной политики в области законодательного и технического регулирования производства и оборота пивоваренной продукции и готовящиеся законодательные новеллы, а именно:

  1. План мероприятий по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. № 2413-р;
  2. Поручение Первого заместителя Председателя Правительства РФ А.Г. Силуанова по вопросам совершенствования законодательства, регулирующего вопросы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части требований к пивоваренной отрасли и о ходе их реализации.
  3. Концепцию модернизации алкогольного законодательства и раздельного регулирования основных видов алкогольной продукции.
  4. Законопроект о введении Реестра производителей пивоваренной продукции, сидра, пуаре и медовухи.
  5. Вопросы предполагаемой маркировки пивоваренной продукции.
  6. Технический регламент ЕАЭС "О безопасности алкогольной продукции".

Участники круглого стола отмечают следующее:

Несмотря на позитивные итоги 2018 г., отрасль продолжает оставаться в непредсказуемых условиях регулирования, что не позволяет давать оптимистичные прогнозы относительно развития пивоварения. Отечественное пивоварение могло бы сохранить тенденцию к росту в случае модернизации Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.95 № 171-ФЗ и введения в законодательство принципа раздельного регулирования, который позволяет более эффективно регулировать производство и оборот различных видов алкогольной продукции.

В настоящее время в Минфине России идет работа по созданию Реестра производителей пивобезалкогольной продукции с целью борьбы с начинающим формирование незаконным оборотом пивоваренной продукции. Соответствующий законопроект, подготовленный депутатами Госдумы, вызвал широкий резонанс среди участников отрасли. Документ предполагает внесение серьезных изменений в Федеральный закон № 171-ФЗ. Основные нововведения касаются производителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи. Участники круглого стола в целом поддерживают идею введения Реестра производителей, но категорически не согласны с предлагаемыми в законопроекте жесткими критериями включения/исключения в «Реестр» и контрольно-надзорным механизмом, практический равным лицензионным требованиям. Введение по сути лицензионного порядка по отношению к производителям пива и пивных напитков представляется избыточной и необоснованной мерой, поскольку существующие сегодня механизмы и инструменты налогового и производственного контроля, а также полномочия правоохранительных органов позволяют справляться с правонарушениями, которые совершают недобросовестные производители. Целесообразно вернуться к ранее обсуждаемой с Министерством финансов версии Реестра, а также достигнутым с Минфином договоренностям производителей с упрощенными требованиями и доработать законопроект до его внесения в Государственную Думу РФ с учетом мнения отрасли.

Участники круглого стола также не поддерживают введение маркировки в каком-либо виде для пивоваренной продукции. Для пивоваренной отрасли введение маркировки продукции – это крайне затратный инструмент, по сути дублирующий функции действующей системы ЕГАИС, в которой работают участники алкогольного рынка и которая позволяет прослеживать движение продукции на пути от производства до реализации.

Не способствуют улучшению инвестиционной активности в пивоваренной отрасли продолжающиеся попытки ввести дополнительные ограничения объема потребительской ПЭТ-упаковки. 4 апреля 2018 г. группа депутатов внесла законопроект № 433434-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», предусматривающий постепенное ограничение объема потребительской ПЭТ-упаковки для алкогольных напитков до 0,5 л к 2020 г. В официальном отзыве Правительства РФ на указанный законопроект от 23 октября 2018 г. было констатировано, что законопроект не поддерживается Правительством, однако до сих пор он официально не отклонен Государственной Думой. Напомним, что вступивший в силу в 2017 году запрет на производство и оборот пива в потребительской ПЭТ-упаковке объемом более 1,5 литра привел к падению рынка пива почти на 5%.

По мнению участников круглого стола, представляется нецелесообразным расширение полномочий субъектов РФ по ограничению оборота алкогольной продукции. Проблемы правопорядка, к которым зачастую апеллируют региональные власти при введении дополнительных ограничений на уровне субъекта, должны решаться в рамках имеющихся полномочий контрольно-надзорных органов без создания дополнительных барьеров для легального бизнеса.

В последнее время широко обсуждается введение дистанционной торговли алкогольной продукцией, которая законодательно запрещена, но на практике существует в РФ. Данный удобный и современный формат торговли соответствует текущим мировым тенденциям, приведет к снижению доли нелегального алкоголя и сбалансированному развитию каналов продаж, но при этом не окажет негативного влияния на ситуацию с алкоголизацией и злоупотреблением алкоголем, а, напротив, будет способствовать снижению доли контрафактного и опасного для здоровья алкоголя. Участники круглого стола считают целесообразным разрешить дистанционную торговлю пивоваренной продукцией с 2020 года в рамках первого этапа, с учетом того, что регулирование дистанционных продаж должно базироваться на нормах 171-ФЗ в части ограничений по времени продаж и контроля возраста покупателя.

5 декабря 2018 г. Совет Евразийской Экономической Комиссии принял Технический регламент ЕАЭС "О безопасности алкогольной продукции", который вступает в силу с 9 января 2021 года. Коллегия ЕЭК приняла решение, что до 9 января 2024 года в странах ЕАЭС допускаются производство и выпуск в обращение алкоголя по документам об оценке соответствия этой продукции требованиям, ранее установленным актами, выданных или принятых до дня вступления в силу Техрегламента. В рамках подготовки к полномасштабному вступлению в силу Техрегламента пивовары должны согласовать и рекомендовать изменения в ГОСТы и Техрегламент.

В связи с вышеизложенным, участники круглого стола РЕКОМЕНДУЮТ:

- согласиться с предложением снизить порог производственной мощности пивоваренных предприятий с 300 000 декалитров до 50 000 декалитров в год для установки средств измерения объема выпускаемой продукции (АСИиУ);

- поддержать предлагаемые Правительством меры по ужесточению административной ответственности в отношении индивидуальных предпринимателей за нарушения при реализации в розничной торговле пивоваренной продукции, сидра, пуаре, медовухи, в том числе их реализацию без уплаты акциза;

- поддержать инициативу Министерства финансов и депутатов Государственной Думы по созданию Реестра производителей пивоваренной продукции, предусмотрев при этом минимальные законодательные требования для включения компаний в Реестр и добровольное исключение из Реестра в случае прекращении компанией производства пивоваренной продукции. Включение в Реестр должно быть бессрочным, бесплатным, без дополнительной финансовой нагрузки, происходить на основании волеизъявления производителей (аналогично регистрации в ЕГАИС) и без проведения дополнительных или повторных проверок для производителей, которые прошли процедуру подтверждения расчета мощностей основного технологического оборудования или выездные проверки регулятора на дату введения Реестра.

- обратиться в Правительство с просьбой воздержаться от введения лицензирования производства пива, как избыточной меры регулирования;

- обратиться в Правительство с просьбой не вводить маркировку пивоваренной продукции. Система ЕГАИС, в которой работают участники алкогольного рынка, позволяет прослеживать движение продукции на пути от производства до реализации. Товарные группы, подлежащие маркировке, должны отбираться по критериям значительной доли серого оборота или контрафакта, а также опасности для здоровья. Этим критериям пивоваренная продукция не соответствует. Также необходимо учитывать оценку эффективности инвестиций в создание системы маркировки, доходов и издержек государства и бизнеса, а также покупательской способности населения;

- совместно с представителями других видов алкогольной продукции и профильными министерствами и ведомствами завершить рассмотрение текста законопроекта по модернизации регулирования алкогольной отрасли, подготовленного НИУ «Высшая школа экономики», в рамках реализации концепции «Регуляторной Гильотины» с целью исключения избыточных норм и снижения административной нагрузки на пивоваренную отрасль и проработать вопрос о внесении его в установленном законодательством порядке в Государственную Думу РФ в качестве изменений в федеральное законодательство по регулированию алкогольного рынка;

- в ходе формирования нормативной базы наднационального регулирования консолидировать экспертный потенциал стран Евразийского экономического союза и, таким образом, организовать непрерывный диалог профессионального сообщества с представителями отраслевых союзов стран ЕАЭС, Евразийской экономической комиссии, Министерством финансов, РАР и другими профильными ведомствами стран Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизстана и России. При этом, наиболее спорные вопросы необходимо выносить в сферу отрытого общественного обсуждения с обращением к международному опыту.

Реклама  
Новое мероприятие деловой программы для участников и посетителей форума ПИВО 23 мая. Доклад «Производство солода - как основное сырье для пивоварения. Развитие солодовенного производства в России за 20 лет.»
Компания ЗАО «Фильтрмедиа» — поставщик современного фильтрующего оборудования и фильтрующих материалов для пищевой промышленности принимает участие в форуме «ПИВО -2024» на стенде №22
Приглашаем специалистов на семинары от Евгения Родина в рамках Международного форума «ПИВО-2024» на актуальные темы для пивоваренной отрасли
Форум «Пиво-2024»! Остался буквально месяц до открытия специализированного форума в Сочи, который состоится с 21 по 23 мая традиционно в выставочном центре гранд отеля Жемчужина.

Партнёры Форума

При поддержке и содействии:

Союз Российских Пивоваров
Всероссийский научно-исследовательский институт пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности  - Филиал ФГБНУ «Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН
«АО «Росспиртпром» г. Москва
ФГУП «ВО Союзплодоимпорт»
Национальный союз экспортеров продовольствия
Администрация г. Сочи
Союз Торгово-промышленная палата Краснодарского края
Союз Торгово-промышленная палата г. Сочи
EXPONET.RU - Выставки России, СНГ и Мира
Найди свою выставку на EXPOSALE.net
Информационный партнёры: