до открытия осталось:

251 Дней 01 Часов 59 Минут 28 Секунд

08 июня 2021 12:48

Резолюция участников деловой программы 
 XXX юбилейного международного форума «ПИВО»

Резолюция участников деловой программы 
 XXX юбилейного международного форума «ПИВО»

РЕЗОЛЮЦИЯ

участников деловой программы
XXX юбилейного международного форума «ПИВО»

21 мая 2021 г.


г.Сочи

Российские пивовары и их коллеги в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) сталкиваются с одинаковыми вызовами и угрозами со стороны транснациональных компаний, поэтому государствам-участникам ЕАЭС при принятии решений по пивоварению следует действовать прежде всего в интересах национальных производителей.

Со своей стороны национальным производителям пивоваренной продукции из стран ЕАЭС нужно начать координацию работы в целях создания благоприятной среды для развития классического пивоварения и удовлетворения потребительского спроса на высококачественное пиво.

Перспективы независимого пивоварения обсуждались представителями почти 60 пивоваренных компаний и их смежников на XXX юбилейном международном форуме «ПИВО», который проходил в Сочи с 18 по 21 мая.

В рамках деловой программы форума были всесторонне рассмотрены наиболее актуальные вопросы пивоварения в России и других странах ЕАЭС, такие как техническое регулирование, ценообразование на пивоваренную продукцию

и связанные с ней аспекты конкурентной борьбы, а также риски добросовестных производителей в контексте планов по внедрению обязательной маркировки пивоваренной продукции.

По итогам обсуждения участники деловой программы форума высказались за:

  • введение в Российской Федерации минимальных розничных цен на пивоваренную продукцию и скорейшую отмену ограничения права государств-членов ЕАЭС на государственное регулирование цен на алкогольную продукцию крепостью ниже 28%;
  • предложенную Российской Федерацией корректировку понятия «пиво» в техническом регламенте Евразийского экономического союза 047/2018 «О безопасности алкогольной продукции» в части содержания не более 20% несоложеных зернопродуктов, в т.ч. не более 5% сахаросодержащих продуктов;
  • выработку четких критериев оценки успешности проведения экспериментов по маркировке пивоваренной продукции.

Участники деловой программы форума поручают Союзу российских пивоваров довести настоящую Резолюцию и приложение к ней до сведения органов власти государств-участников Евразийского экономического союза.


Приложение

1. Аргументы за введение минимальных розничных цен на пиво и пивные напитки.

Возможность введения минимальных розничных цен на пиво позволит России и другим государствам—участникам ЕАЭС гармонизировать работу по деалкоголизации, оздоровить ситуацию с конкуренцией на рынке пивоваренной продукции, повысить собираемость акцизов и налога на добавленную стоимость, предотвратить массовые банкротства пивоваренных предприятий со 100-процентным национальным участием, тем самым сохранить значительное количество рабочих мест.

Необходимость установления минимальных розничных цен на пивоваренную продукцию вызвана объективными причинами и станет адекватным ответом на политику демпинга, проводимую тремя зарубежными производителями пива. Так, только в России каждый второй литр пива уже несколько лет поступает к потребителям бесплатно или по цене значительно ниже себестоимости.

Это провоцирует потребителей к безответственному (чрезмерному) потреблению пива, приносит государству 15-20 млрд рублей ежегодных убытков только за счет заниженного НДС, разрушает бизнес малых, средних и крупных производителей пива со 100-процентным российским участием.

Установление минимальных розничных цен на алкогольную продукцию создаст равные условия для участников рынка на территории Российской Федерации, в том числе позволит создать конкурентоспособную среду на рынке сбыта и обеспечить устойчивую работу производителей.

В России введение минимальных розничных цен на пиво концептуально поддерживается Росалкогольрегулированием, Министерством экономического развития РФ, рядом субъектов Российской Федерации, Союзом российских пивоваров (крупнейшее некоммерческое объединение производителей пива) и «ОПОРОЙ РОССИИ».

Российский опыт уверенно доказал эффективность механизма МРЦ в борьбе с недобросовестными участниками алкогольного рынка. К его несомненным достоинствам нужно отнести и то, что этот инструмент прост в администрировании и не требует дополнительных затрат ни от государства, ни от производителей.

2. Аргументы в поддержку предложенной Российской Федерацией корректировки понятия «пиво» в техническом регламенте Евразийского экономического союза 047/2018 «О безопасности алкогольной продукции».

В предложениях Российской Федерации учтены ключевые замечания российских производителей пива и солода: откорректирован термин «пиво» (в части корректировки доли несоложеных зернопродуктов в составе пива – не более 20%), откорректированы показатели воды для пивоваренной продукции и показатели цвета для пива светлого.

Указанные корректировки соответствуют действующему российскому законодательству, действующему ГОСТ на пиво и многовековой российской пивоваренной традиции, отвечают экономическим интересам России 
и гарантируют высокий уровень качества и безопасности пива для потребителей.

Предлагаемые изменения сохранят благоприятные условия для развития смежников пивоваренной отрасли - высокотехнологичного сельского хозяйства, сельскохозяйственной переработки, а также улучшат условия для реализации задач по импортозамещению напитков и сырья для их производства, окажут позитивное воздействие на сохранение высокого качества и безопасности продуктов питания в соответствии со стратегией ЗОЖ Правительства РФ.

В сохранении нынешней редакции ТР ЕАЭС в части пивоварения заинтересованы только 3 транснациональные компании, которым выгодно, чтобы пивом называлась продукция с использованием 50% несоложеных материалов, большого количества сахаросодержащих продуктов, ненатуральных ароматизаторов, промышленных ферментов и пищевых добавок.

В случае сохранения ТР ЕАЭС в его нынешнем виде экономику и потребителей России и стран ЕАЭС ждут следующие негативные последствия:

  • Изменение доли солода при производстве пива с 80-100% до 50% приведет к сокращению объемов производства солода минимум на 30%, что повлечет за собой уменьшение посевных площадей пивоваренного ячменя на 280 000 га, снижение занятости в сельском хозяйстве и сельхозпереработке более чем на 28 000 человек (без учета смежных отраслей). Солод из высококачественного пивоваренного ячменя будет заменен на низкомаржинальные злаки (рисовая сечка, кукурузная крупка, ячмень второго класса) и мальтозные сиропы, произведенные в том числе из импортного сырья в ущерб интересам отечественного сельского хозяйства.
  • Независимые производители пива, использующие традиционные технологии пивоварения и до 100% солода, окажутся в неравных конкурентных условиях и будут вытесняться с рынка. При этом дополнительная прибыль транснациональных корпораций, только в РФ захвативших до 70% пивоваренного рынка, при использовании 50% несоложеных зернопродуктов составит 5,5 млрд рублей – это прямые потери сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей. В то же время прибыль международных компаний выводится за рубеж.
  • Ущерб процессу импортозамещения – вместо использования российского солода из российского зерна транснациональные компании будут наращивать импорт промышленных ферментных препаратов и химических пищевых добавок из стран санкционного давления на Россию (США и государств-участников Европейского союза).
  • Снижение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней из-за сокращения производства солода, закрытия российских пивоваренных заводов
  • и снижения занятости населения. При этом акцизы на пиво при неизменных объемах производства не вырастут. При кардинальном изменении рецептур пива и снижении стандартов качества и безопасности произойдет агрессивный передел рынка в пользу иностранных компаний и импорта дешевых пивных напитков под видом пива. При сокращении объемов производства российских заводов на треть бюджеты регионов РФ недополучат только акциза в сумме 16 млрд рублей в год, не считая других налогов.
  • Снижение уровня безопасности и качества пива как пищевого продукта. Промышленные ферментные препараты, без применения которых невозможно изготовление пива с содержанием несоложеного сырья более 20%, несут серьезную угрозу здоровью нации, и их использование в пивоварении стран ЕАЭС следует максимально ограничить.

3. Аргументы в пользу проведения всесторонней оценки целесообразности введения обязательной маркировки пивоваренной продукции и выработки четких критериев успешности добровольного эксперимента по маркировке.

Российские пивовары ведут бизнес ответственно, осознавая свои обязательства перед государством и свою ответственность перед обществом. Контроль за работой предприятий пивоваренной отрасли не первый год эффективно осуществляется посредством системы ЕГАИС.

Внедрение маркировки может стать избыточной мерой контроля 
и привести к существенному ухудшению финансового состояния крупных 
и средних производителей, закрытию малых пивоварен, снижению акцизных отчислений пивоваренной отрасли, которые являются значительным источником пополнения региональных бюджетов.

До принятия решения о внедрении обязательной маркировки пивоваренной продукции следует провести оценку рынка, так как в обороте нет контрафакта: подделывать пиво невыгодно с экономической точки зрения, поскольку производство пива – это сложный высокотехнологичный процесс, который невозможно наладить в кустарных условиях.

По предварительной оценке, оснащение крупного регионального завода необходимым оборудованием для маркировки бутылок, групповых упаковок, поддонов, приборами учета кодов при логистических операциях по перемещению и отгрузке продукции, программно-аппаратными средствами потребует суммарных инвестиций не менее 60-80 млн рублей. Фактически будет необходимо, в дополнение к учету в ЕГАИС, внедрять тройную маркировку каждой единицы продукции связанными кодами (бутылка – групповая упаковка - поддон) и перестраивать всю торгово-логистическую цепочку.

Кроме того, дополнительные затраты региональных производителей (без учета инвестиций в маркировочное оборудование) в зависимости от объемов производства составят до 200-300 млн рублей в год.

Таким образом, внедрение обязательной маркировки пивоваренной продукции приведет к увеличению отпускных цен на пиво на 4-8%, что вместе с торговыми наценками и дополнительными затратами торговли на обработку кодов составит не менее 15% для конечного потребителя.

В условиях низкого потребительского спроса это неизбежно приведет к снижению потребления качественных легальных напитков российского производства, спровоцирует активность на рынке нелегального алкоголя.

При снижении объемов производства пивобезалкогольной отрасли хотя бы на 10% в результате внедрения системы маркировки в дополнение к ЕГАИС бюджеты всех уровней не получат 18 млрд рублей акциза (не считая других налогов). Количество рабочих мест в пивобезалкогольной отрасли и в смежных отраслях может снизиться на 50 000 чел.

Система нанесения и учета цифровых кодов в РФ применяется в основном в отраслях с низкой производительностью производственных линий и большим количеством ручного труда. В массовом производстве пива и безалкогольных напитков при производительности линий розлива до 60 000 бутылок в час с последующим перемешиванием бутылок на накопительных транспортерах перед групповой упаковкой, нанесение кодов на каждую единицу продукции с последующей связью индивидуальных кодов в групповой код технически не реализуемо. Внедрение этой системы будет приводить к массовым сбоям, остановке производства, что повлечет за собой огромные убытки для производителей (один день простоя производства может стоить до 30 млн рублей).

Таким образом, обязательная маркировка пива и безалкогольных напитков не обоснована и идет вразрез с декларируемыми государством обещаниями поддержки легального бизнеса, противоречит интересам производителей и потребителей пивоваренной и безалкогольной продукции, не соответствует целям Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.

Маркировка с высокой долей вероятности лишь усугубит ситуацию в пивоварении: вызовет закрытие легальных предприятий, приведет к разгону потребительской инфляции, будет способствовать сокращению акцизных поступлений вследствие сокращения выпуска продукции, приведет к удорожанию пива и безалкогольных напитков для конечного потребителя, что в свою очередь усилит спрос на крепкую алкогольную продукцию, употребление которой приводит к ухудшению уровня алкоголизации населения.

Рады представить Вам новые темы семинаров в деловой программе форума «ПИВО-2022» для специалистов отрасли. Спикер: Евгений Родин
Поздравляем традиционных партнеров форума «ПИВО» в Сочи – компанию ОАО «Томское пиво» с ЮБИЛЕЕМ!
Главная в России деловая площадка пивоваренной отрасли XXXI Международный форум «ПИВО-2022» приглашает участников, партнёров и специалистов
С 1 июля в Сочи ограничат въезд туристов.
При поддержке и содействии:
Союз Российских Пивоваров
Всероссийский научно-исследовательский институт пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности  - Филиал ФГБНУ «Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова» РАН
ОАО РОССПИРТПРОМ
ФГУП «ВО Союзплодоимпорт»
Национальный союз экспортеров продовольствия
Администрация г. Сочи
Союз Торгово-промышленная палата Краснодарского края
Союз Торгово-промышленная палата г. Сочи
EXPONET.RU - Выставки России, СНГ и Мира
Найди свою выставку на EXPOSALE.net

Информационные партнёры: